Что представляет собой понятие техника физического упражнения. Физические упражнения - основное средство физического воспитания детей

Техника физических упражнений - способ выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с большей эффективностью.

Основа техники - совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательных задач движений.

Основное звено техники - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Детали техники - это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основу техники).

В физическом упражнении выделяют три фазы : подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.) .

Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники : 1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат); 2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники; 3) разница между реальным результатом и возможным.

Эффекты упражнений, нагрузка и отдых как компоненты упражнений .

Эффект физических упражнений (ближайший и следовой) определяется его содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Ближайший эффект – процессы, происходящиев организме непосредственно во время выполнения упражнения и изменения функционального состояния организма, возникающие к концу упражнения, в результате его выполнения.

Следовой эффект упражнения - отражение воздействия упражнения, остающегося после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики восстановительных процессов.


Кумулятивный эффект системы упражнений выражается в адаптации (приспособление), тренированности, повышении физической подготовленности.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы.

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации , или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений - кумулятивно-хронический эффект .

- это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

бывает: 1) стандартной - одинаковой по своим внешним параметрам (скорости, темпу движений и др.); 2)переменной (вариативной) - изменяющейся в ходе выполнения упражнения.

Непрерывным варьированием применяемых нагрузок создаются условия, при которых уменьшается возможность появления переутомления, активизируются восстановительные процессы в организме, усиливаются адаптационные перестройки функций и структур, лежащие в основе развития соответствующих способностей.

характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный , когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека, снизившегося в результате работы.

В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различаюттипы интервалов отдыха: 1) субкомпенсационные (неполные); 2)компенсационные (полные); 3) суперкомпенсационные (экстремальные); 4)постсуперкомпенсационные .

При субкомпенсационном (неполном ) типе интервала отдыха очередное выполнение упражнения приходится на период более или менее значительного недовосстановления работоспособности.

Компенсационный (полный) ординарный тип интервала отдыха обеспечивает восстановление работоспособности до исходного уровня. У занимающихся, появляется чувство готовности к работе. Подобные паузы отдыха, применяются при развитии мышечной силы, быстроты и ловкости. Они дают возможность поддерживать высокую скорость бега, точность передач и силу удара по мячу в футболе, заданный темп в гребле и т.д.

Суперкомпенсационный (экстремальный) тип интервала отдыха - это такой, при котором очередное выполнение упражнения совпадает с фазой повышения работоспособности. В этом случае у занимающихся наиболее полно выражено чувство субъективной готовности к выполнению следующего задания. Выполнение работы в фазе повышенной работоспособности содействует развитию в основном тех же качеств, что и при полных интервалах отдыха. У разных лиц в зависимости от их физической подготовленности и характера упражнений оптимальное время отдыха колеблется в довольно больших пределах (от 3 до 10 мин).

Постсуперкомпенсационный (длинный) тип интервала отдыха, при котором очередная работа выполняется в тот момент, когда следы предыдущего выполнения задания почти утрачены. Эффект, достигнутый с помощью того или иного интервала непостоянен. Он изменяется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода.

По своему характеру отдых может быть: 1) пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности); 2) активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление (например, в беге - спокойная ходьба, в плавании - неторопливые движения в воде и т.п.).

Смешанный (комбинированный) отдых - это сочетания активного и пассивного отдыха.

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек реша­ет определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, пре­одолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внеш­ней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.

Техника физического упражнения это способ решения двигательной задачи.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.

Стандартная техника это научно обоснованный, наиболее рациональный способ решения двигательной задачи .

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

Детали техники это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зави­сят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого за­нимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание лю­бого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновля­ется, что обусловлено:

Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

Поиском более совершенных способов выполнения движений;

Повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

Совершенствованием методики обучения;

Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например,

синтетические покрытия беговых дорожек, фиберглассовый шест - в прыж­ках с шестом) и другими факторами.

Педагогические критерии эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники по­нимаются; признаки, на основании которых учитель может опре­делить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа ис­полнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев (Ашмарин Б.А. 1990). Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатка­ми.

1-й критерий - результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зави­сит от многих причин, и установить среди них значимость тех­нической подготовленности бывает очень трудно.

2-й критерий - параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого пред­варительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими.

3-й критерий - разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо:

1) опреде­лить наилучший результат, который показывает ученик в изучае­мом двигательном действии;

2) знать, от уровня развития каких двигательных способностей зависит прежде всего результативность в данном действии;

3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей;

5) опреде­лить разницу между реальным результатом ученика (пункт 1) и возможным (пункт 4).

Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует по­тенциал физических способностей ученика, если ниже - не реа­лизует. В первом случае необходимо подтягивать двигательные способности, во втором - улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возмож­ного результата при данных физических способностях. Осущест­вляется это с помощью уравнений регрессии (Методика соответствующих рас­четов раскрывается в курсе «Спор­тивная метрология»).

Фазы физического упражнения . В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи дей­ствия. Например, в прыжках с разбега подготовительной фазой является разбег, в прыжках с места - сгибание ног и замах рук перед отталкиванием.

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия. Например, в прыжках с места - отталкивание и полет.

Заключительная фаза завершает действие, образно го­воря, позволяет выйти из рабочего состояния. Например, в прыж­ках этой фазой будет приземление, в беге - пробежка по инер­ции после финиша. Эффективность заключительной фазы иногда зависит от правильности исполнения движений в основной фазе (например, приземление при прыжке в длину - от полета), а ре­зультативность физического упражнения в целом - от правиль­ности исполнения заключительной фазы (например, приземления после соскока с гимнастического снаряда).

Основная фаза осуществляется с помощью движений, состав­ляющих основу техники, а две остальные фазы - с помощью дви­жений, составляющих детали техники.

Биомеханические характеристики движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное, промежуточное и конечное положение в процессе выполнения движения), траектория движения (форма, направление, амплитуда).

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Промежуточные положения (поза в процессе выполнения упражнения). Эффективность многих физических упраж­нений зависит не только от исходного положения, предшествующего нача­лу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непосредст­венно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца, горно­лыжника, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротивление внешней среды и тем самым влечет за собой повышение скорости передви­жения.

Конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра­ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гим­настике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение те­ла в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после переда­чи мяча в футболе.

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направле­нием и амплитудой.

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.

Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объ­ясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) име­ют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения.

Направление движения - это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагит­тальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собствен­ного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).

Данными направлениями пользуются для характеристики как поступа­тельных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или не­благоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения.

Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов ведут к тому, что они не дости­гают конечной цели в своих действиях.

Амплитуда движения - это величина пути перемещения отдельных ча­стей тела относительно друг друга или оси спортивного снаряда. Амплиту­да движений измеряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относитель­но каких-либо внешних ориентиров.

Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мышц, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в толка­нии ядра удлинение пути силы воздействия на снаряд приводит к возраста­нию скорости движения снаряда. Поэтому метателю рекомендуется выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой.

Временные характеристики. К ним относятся длительность дви­жений и темп.

Длительность движения - это время, затраченное на его выполнение. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность от­дельных частей, фаз, циклов, элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительнос­ти зависят практические достижения во многих двигательных действиях. Длительность упражнения в целом опреде­ляет величину его воздействия (нагрузку).

Темп движения - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п.

Темп определяется количеством повторных движений в единицу време­ни, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в мину­ту. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Нахождение оптимального темпа - одна из главных задач при овладе­нии техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определя­ется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной ча­стотой движения.

Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение . Они определяют характер перемещения тела и его час­тей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени

Если скорость движения постоянна, то такое движение называют рав­номерным, а если она изменяется - неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением . Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью - скорость возрастает, и отрицательным, имеющим направление, противоположное направлению скорости - скорость убывает.

Понятие скорости движений не следует отождествлять с понятием ско­рости передвижения.

Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствую­щих движений, но и от других факторов. Например, в беге - от длины и частоты шагов, сопротивлений воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых дви­гательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особен­но к моменту вылета снаряда, зависит дальность броска.

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются:

Активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;

Пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вяз­кость мышц и пр.;

Реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звень­ев тела в процессе движения.

Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивает со­хранение и направление изменения взаимного расположения звеньев чело­веческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и внутренние силы. Внутренние силы не могут переме­щать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.

Внешние силы складываются из:

Силы тяжести собственного тела;

Силы реакции опоры;

Силы трения и сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягоще­ния, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во време­ни сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышеч­ными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных дви­жений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соот­ношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-ли­бо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и од­нократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно опре­деляют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, кото­рые характерны для данного физического упражнения.

Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важ­нейшим интегральным признаком техники двигательного дей­ствия.

Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помо­щью которых двигательная задача решается целесообразно с от­носительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (на­пример, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, за­мах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помо­щью которых решается главная задача действия (например, стар­товый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и фи­нального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробеж­ка по инерции после финиша, движения для сохранения равно­весия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в мета­ниях и т.п.).

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики физических упражнений

К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, тра­ектория.

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональ­на, зависит и конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использо­вать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.

Направление движения влияет на точность двигательного дей­ствия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществ­ляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направ­ление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.

Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Во многих слу­чаях она определяет:

    длительность приложения сил и, следо­вательно, величину ускорения (что очень важно, например, для результата в метаниях);

    полноту растяжения и сокращения мышц;

    эстетику и красоту выполняемых движений, характер­ных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания на коньках и др. Амплитуда движений зависит от строе­ния суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упраж­нений имеет траектория движения. По форме она может быть кри­волинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесо­образными затратами мышечных усилий. В других случаях пред­почтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.).

Страница 4 из 4

Техника физических упражнений

Техника физических упражнений - это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача. На­пример, выполнять бег можно с разной скоростью, разными спо­собами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной впе­ред и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результатив­ность использования его в различных жизненных ситуациях.

Техника физических упражнений совершенствуется под воздей­ствием систематических тренировок. Критерием оценки эффектив­ности техники движения являются качественные и количествен­ные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенство­ванию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учет биомеханических закономерностей.

В технике физических упражнений выделяют основу, определя­ющее звено и детали.

Основа техники - главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементов основ техники приводит к невозможности выполнения упражнения.

Определяющее звено техники - наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места - это будет отталкивание двумя ногами).

Детали техники - второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенно­стей человека и условий, в которых упражнение выполняется.

При анализе техники физических упражнений во внимание при­нимается ряд признаков, характеризующих рациональное выпол­нение движения.

В методике физического воспитания важное место отводится кинематическим характеристикам двигательных действий.

К ним относятся пространственные, пространственно-времен­ные, временные и ритмические характеристики.

Пространственная характеристика двигательных действий

Движения человек выполняет в пространстве. К пространствен­ным характеристикам относятся: исходное положение и положе­ния тела и его частей во время выполнения упражнения, траекто­рия движения.

Исходное положение - выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение взаимо­действующих сил. Эффективность и результативность упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняю­щий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движение.

Принятое исходное положение создает наиболее выгодные ус­ловия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений. Изменяя исходное положение тела или его частей, можно изменить сложность упражнения, усилить или снизить нагрузку на разные группы мышц. При принятии исход­ного положения в теле или отдельных его частях наблюдается ста­тическое напряжение. Некоторые исходные положения и стати­ческие позы имеют самостоятельное значение, например стойка «смирно».

В работе с детьми используются разнообразные исходные по­ложения: для ног - ноги вместе; на ширине плеч или слегка расставлены и т.д.; для рук - руки вдоль туловища, вперед, на поясе и т.д.

Траектория движения - путь движущейся части тела или пред­мета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи.

В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду дви­жения.

По форме траектории бывают прямолинейные и криволиней­ные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется раз­вивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодо­ления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.

Направление движения. Направление движущихся частей тела вли­яет на эффективность воздействия физических упражнений, вы­полнение двигательной задачи.

Направление движения определяется по отношению к собствен­ному телу. Их принято называть парно-противоположной терми­нологией - «вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево».

Направление сгибательных движений определяют по плоско­стям тела, применяя термины «вперед», «назад»; для движений в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, впе­ред, вправо-влево; для движений в линейной плоскости: накло­ны в сторону, направо, налево; для вращательных движений в го­ризонтальной плоскости: например, повороты направо, налево. Применяются также промежуточные направления (например, впол­оборота налево и др.).

Амплитуда движения - величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линей­ными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полу­приседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги).

Амплитуда движений зависит от строения костей, суставов, эла­стичности связок и мышц. Подвижность сочленения, которая до­стигается сокращением мышц, называют активной. Подвиж­ность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной. Величина пассивной подвижности больше актив­ной. В жизни и в практике физического воспитания максималь­ная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требует­ся добавочная затрата мышечных усилий, направленных на пре­дельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки.

Пространственно-временные характеристики

Скорость движения определяется отношением величины (дли­ны) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела и отдельных частей тела. Если временные характеристики не будут соответствовать требованиям дви­гательной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет затруднено. От степени своевременности и согласованности всех движений во времени в составе сложного двигательного действия зависит возможность его выполнения и конечная эффективность. В процессе физического воспитания ребенка необходимо учить управлять скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или замедлять ее.

Временные характеристики

К временным характеристикам относится длительность выпол­нения упражнений и его отдельных элементов, отдельных стати­ческих положений и темп движения.

Каждое упражнение выполняется в течение определенного вре­мени и в определенной временной последовательности. По дли­тельности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его.

Большое значение имеет темп движений - количество дви­жений в единицу времени или частота повторения циклов движе­ний. Изменение темпа движений приводит к увеличению или умень­шению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выпол­няют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т.д.

Под воздействием систематических упражнений можно научить детей приспосабливаться к общему темпу.

Ритмическая характеристика

Ритм - одно из условий жизни, он проявляется во всем, фор­мируя цикличность. Каждое движение совершается в определен­ном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени силь­ных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления яв­ляется показателем правильности выполнения физического упраж­нения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ос­нову ритма составляет закономерное расчленение временной по­следовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал из­вестный психолог Б.М.Теплов.

Ж. Далькроз говорил, что всякий ритм есть движение. В образо­вании и развитии чувства ритма участвует все тело человека. Каж­дый ребенок имеет свой индивидуальный ритм. Ритмические движения нравятся ребенку. Он с удовольствием прыгает через ска­калку под стихотворный ритм. Под воздействием занятий физи­ческими упражнениями можно изменить соотношение длительно­сти активных и пассивных частей движения.

Чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильного, экономного решения двига­тельной задачи. Ритмические движения выполняются легко и дли­тельное время не вызывают утомления.

Качественные характеристики движений

В теории физического воспитания широко используются коли­чественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики. Они представляют собой комп­лекс частичных признаков в их единстве. Качественные характери­стики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выде­лить. Так, понятие «точность движения» включает пространствен­ные, временные и силовые характеристики.

Точность движения - это степень соответствия требованиям дви­гательной задачи, которая будет выполнена, если движение соот­ветствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.

Экономные движения - движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Энергичные движения - движения, выполняемые с ярко выра­женной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодоле­ваются значительные сопротивления.

Плавные движения - движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедле­нием, с закрепленными траекториями при изменении направле­ния движений. Плавные движения характерны для художествен­ной гимнастики.

Выразительность движения - выражение психического состоя­ния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным от­ражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

Воспитание выразительности движений имеет огромное значе­ние, поскольку обеспечивает:

Управление психическими процессами;

Установление связи между внутренними переживаниями и внешними проявлениями;

Развитие психики, психофизических качеств;

Развитие отделов коры головного мозга;

Гармонизацию личности и т.д.

Важными средствами формирования выразительности движе­ний являются имитационные упражнения и сюжетные подвиж­ные игры.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. - 368 с. С. 43-51.

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке опреде­ленную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футболь­ному мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.

Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокуп­ность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой об­щей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения называют опе­рациями (рис. 4.1.).

Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структу­ру, включает соответствующее число операций, каждая из которых должна явиться объектом изучения в процессе овладения техникой физических упражнений. Опредение операционального состава физического упражнения является одним из важных условий изучения его техники в педагогическом аспекте. Это подразумева­ет выделение смысла двигательной задачи и операций, составляющих данный спо­соб выполнения действия, и описание пространственных, временных, скоростных, силовых, ритмических признаков движений, характеризующих выполнение опера­ций.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движе­ния в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

ОСНОВА ТЕХНИКИ - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Например, в прыжках в высоту способом "перешагивание" основой техники бу­дут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через план­ку, приземление.

ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравни­тельно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ - это второстепенные особенности движения, не нарушаю­щие его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающе­гося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия на­чинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ве­дущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

поиском более совершенных способов выполнения движений;

Вверх