Шахматные фигуры: названия и возможные ходы. Шахматная доска и начальная расстановка фигур Фигуры на шахматной доске как люди

На шахматной доске всего 64 клетки, но на них могут проходить настоящие шахматные баталии. Одна половина клеток чёрная, вторая белая — 32 былых и 32 чёрных. По шахматным правилам, клетка называется полем .

Черные и белые — это условные цвета. На фото, часть фигур и доска изготовлены с использованием малахита. Тем не менее, зелёные фигуры и поля, условно являются чёрными

Перед тем, как расставлять шахматные фигуры, необходимо правильно поставить шахматную доску.

С левой стороны доска установлена правильно, с правой — неправильно

С неправильно поставленной шахматной доской, связан забавный случай, которой произошел в давние времена где-то на границе. Именно на границе, периодически встречались два джентльмена, которые между собой играли в шахматы. В один прекрасный день, игрой заинтересовался служащий таможни, который обратил внимание, что доска расположена неправильно. Т.е. «шахматисты» даже не знали шахматных правил, а просто изображали игру. Как оказалось в последствии, мнимые шахматисты были контрабандистами — в шахматных фигурах они прятали контрабандный товар (золото, брильянты:)).

Именование шахматных полей (клеток)

Если среди наших читателей есть поклонники игры «Морской бой», то они наверняка провели аналогию с шахматами — у каждого поля есть свой адрес. Например, a1, b7, e4 и т.д.

У каждого шахматного поля есть свой уникальный адрес. Крайне желательно, чтобы вы зрительно запомнили, где какое поле находится. В дальней это пригодится при изучении записи шахматных ходов. Обратите внимание, что поля d4,e4,d5,e5 образуют так называемый центр доски. Именно за цент ведется борьба в начале шахматной партии (дебюте).

Чтобы быстрей запомнить имена (адреса) шахматных полей, имеет смысл распечатать рисунок (формат A4) и повесить его на стену.

Названия и обозначения шахматных фигур

В арсенале противников 6 видов фигур:

  • Пешка — солдат его величества.
  • Конь — стоимость коня эквивалентна 3 пешкам;
  • Слон — его стоимость, как и у коня, 3 пешки;
  • Ладья — тяжелая артиллерия (5 пешек);
  • Ферзь — 9 пешек;
  • Король — бесценен, так как без него игра невозможна.

Слева на право: король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка

Любому начинающему шахматисту, желательно, как можно раньше, научиться записывать шахматные ходы, для этого необходимо знать шахматную нотацию. Шахматная нотация — это система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске. Уже сейчас вы можете ознакомиться с обозначениями шахматных фигур.

Фигура Внешний вид Русское сокращение Английское сокращение
Король ♔ или ♚ Кр K (king)
Ферзь ♕ или ♛ Ф Q (queen)
Ладья ♖ или ♜ Л R (rook)
Слон ♗ или ♝ С B (bishop)
Конь ♘ или ♞ К N (kNight)
Пешка ♙ или ♟ п или ничего p (pawn) или ничего

При изучении шахматной нотации, мы еще вернемся к этой таблице, а теперь разберемся как расставлять фигуры.

Расстановка шахматных фигур

Теперь давайте посмотрим, как выглядит начальная расстановка шахматных фигур на доске.

Именно таким образом должны быть расставлены фигуры, если речь идет о шахматах в классическом понимании. Однако возможны и другие варианты фигур, если речь идет о шахматах Фишера — по другому их называют «случайные шахматы». Пока нас интересуют классическая расстановка, поэтому необходимо её запомнить. В противном случае, может возникнуть путаница, как в шахматной игре для детей .

Чтобы вам было проще запомнить расстановку фигур, можно их расставлять в определенной последовательности. Об одном из вариантов смотрите в видео.


В начале шахматной партии, на доске находятся 32 фигуры — 16 белых и 16 чёрных. В конце партии, минимальное количество фигур может быть две — это белый и чёрный король. Короли — две самые главные фигуры на шахматной доске. Пришла пора разобраться в том, что они умеют — вся правда о шахматном короле.

Если вы решили научиться играть в шахматы, первых делом стоит разобраться с названием шахматных фигур. Это значительно ускорит и упростит процесс дальнейшего обучения. Игра в шахматы является одной из древнейших, ей уже много веков. Ее развитие было непрерывным: вначале люди играли зернышками, затем - шариками из глины, и только к Средним векам на доске появились те фигуры, которые знакомы нам.

Сегодня во время игры в шахматы каждый игрок использует шесть видов фигур. Они различаются по цвету: у одного белые фигуры, а у второго - черные. При этом «армия» и одного, и другого игрока состоит из 16 фигурок. Их мы рассмотрим подробнее чуть дальше. У каждой фигурки есть свое место на доске и определенная траектория движения, способ или способы перемещения во время игры. Итак, давайте разбираться с названием фигур в шахматах по картинкам и фото.

1. (King) - это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество - возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.

2. (Queen) - это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева - тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.

3. (Rook) - эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.

4. (Bishop) - тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха - так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.

5. (Knight) - обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность - необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.

6. (Pawn) - это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто - по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, - а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку - и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.

Шахматы — настольная логическая игра для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.

Международная шахматная федерация (ФИДЕ, фр. Federation Internationale des Echecs, FIDE) — международная спортивная организация, которая занимается популяризацией шахмат, а также организацией международных соревнований и турниров. Объединяет в себе национальные шахматные федерации.

История возникновения и развития шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра - чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

Распространившись из Индии в соседние страны, чатуранга претерпела ряд изменений. На востоке она стала носить название - шатрандж, в Китае - сянци, в Тайланде - макрук. В IX—X веке игра попала в Европу, где были составлены «классические» правила игры. Окончательно правила сформировались в XIX веке.

В 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

Шахматные фигуры

Пешка ♙ — ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ — ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ — ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ — ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ — ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ — ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка - 8 шт.;
  • ладья - 2 шт.;
  • конь - 2 шт.;
  • слон - 2 шт.;
  • ферзь - 1 шт.;
  • король - 1 шт.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка - одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе - специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.

Выигрыш в шахматах

Шах - ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат - ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров.

Считается, что ценность его равна девяти пешкам. Он равносилен двум ладьям. Существуют черная и белая разновидность, они, соответственно, занимают клетки d1 и d8.

Ход

Ферзь - это фигура, которая по правилам современных шахмат может перемещаться в любом из направлений на произвольное количество свободных полей. Таким образом он совмещает возможности слона и ладьи. Находясь на одной из центральных клеток, ферзь способен атаковать максимально 27 полей, на краю доски - 21. Согласно ранним правилам шахмат, эта фигура могла перемещаться по диагонали, горизонтали и вертикали. Однако лишь на одно поле. В старинных русских шахматах существовал термин «ферзь всяческая» - данная фигура по договорённости могла ходить дополнительно как конь.

В партии

Ферзь - это фигура, которая в начале игры предоставляется каждой из сторон в единственном экземпляре. Поля, занятые этими фигурами, аналогичны их собственному цвету. Это подтверждается знаменитым выражением. Принято говорить, что «шахматный ферзь любит свой цвет». Эта фраза активно используется во время обучения начинающих игроков.

Специалисты отмечают, что в дебюте лучше проявлять осторожность при развертывании ферзя. Дело в том, что эта фигура во время действий в лагере соперника становится крайне уязвимой для вражеских атак. Гораздо лучше она проявляет собственные возможности в эндшпиле и миттельшпиле. Считается, что в первом случае король и ферзь всегда выигрывают у противника, если у него остаются лишь лёгкие фигуры. Также высока вероятность победы при наличии у соперника ладьи.

Следует помнить насколько в эндшпиле важна пешка. Ферзь может быть получен из нее при тактически верном продвижении вперед. Данную задачу можно отнести к одной из основных на завершающем этапе игры. Именно от нее часто зависит победа в определенной партии. Правила не предусматривают ограничений на количество ферзей, которые могут одновременно находиться на доске. Так что в теории, кроме фигуры данной в начале партии, можно получить 8 дополнительных. Для этого необходимо превратить все пешки. На практике, как правило, ситуация складывается иначе. Чаще всего на доске появляется лишь второй ферзь, причем только у одной стороны. Во время атаки на «королеву» часто применяется термин «гарде», но объявление не является обязательно и отсутствует в официальных игровых правилах.

Этимология

Ферзь - это «визирь» или «полководец» в переводе на русский язык. Во многих языках Европы данная фигура называется «королевой». Этот термин характерен и для разговорного русского языка. Относительно происхождения названия существуют сразу две версии. Согласно первой, слово заимствовано из французского языка («дева»). Вторая версия основана на том, что появление фигуры «королева», которой был заменен ферзь, а также придание ей значительной силы связано с существенным усилением власти Изабеллы Кастильской в Испании в конце пятнадцатого века. Данная фигура является частым участником различных шахматных задач.

Здравствуйте друзья. В вами дядя Валера Параничев.

Театр, как известно, начинается с вешалки. Шахматы – с шахматной доски. Изначальная расстановка шахматных фигур на доске должна быть правильной, иначе вся ваша игра пойдет на наперекосяк и не по правилам.

Вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы ». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

Если вам хочется поскорее приступить к игре, не спешите. Вы же шахматист, а шахматы начинаются с азов.

Начальная расстановка фигур

В классических шахматах фигуры перед началом партии располагаются на доске строго определенным образом: все фигуры расположены на четырех горизонталях. Белые на 1 и 2, черные на 7 и 8. Ладьи по краям, затем кони и слоны.


В центре, на вертикалях d и е расположены король и ферзь. Именно во взаимном расположении короля и ферзя чаще всего возникает путаница. Для простоты запоминания правило такое: Ферзь располагается на поле своего цвета. Соответственно король – на поле противоположного цвета.

Пешки расположены в ряд по второй и седьмой горизонталях. Их по 8 у каждой стороны.

Рекомендую с первых шагов называть ходы в соответствии с названиями полей. Обычно при анализе партии шахматисты говорят так: «Конь эф три». Эта фраза означает ход коня на поде f3. Или: Ферзь бьет дэ пять» — ферзь побил фигуру противника, расположенную на поле d5.

Фигуры и ходы

По шахматным фигурам у нас есть отдельные статьи. Поэтому ограничимся коротким обзором. Всего у каждой из сторон по 16 фигур. В распоряжении каждого игрока, ферзь, две ладьи, два коня, два слона, по 8 пешек и конечно же король.

Король – может делать ходы на одну клетку
Ферзь — на любое расстояние
Ладья – движется по вертикали и горизонтали
Слон — по диагонали
Конь – ходит зигзагом. Если точнее, — буквой Г. То есть на два поля вперед и одно поле в бок. Подробнее в этой статье
Пешка — может ходить или на одно поле вперед, или на два — из начального положения. Подробнее о ходах пешки в этой статье.
Король, ферзь, ладья, конь и слон могут ходить в любых направлениях. Пешка — только вперед.

Как расставлять фигуры на доску

Рекомендую расставлять фигуры на доску, начиная с короля и ферзя. Затем легкие фигуры, ладьи, и потом пешки. Пока вы еще начинающий шахматист, такая последовательность будет способствовать запоминанию ценности шахматных фигур.

Это не строго обязательно, разумеется. Просто совет бывалого шахматиста.

Как играть новичку

Ход е2-е4 открывает дорогу сразу двум фигурам: ферзю и слону. Кроме того, белые уже первым ходом начинают борьбу за контроль центра доски.

Соответственно черными в ответ на е2-е4 резонно ответить е7-е5. Аргументы аналогичны вышеизложенным.

Развивайте легкие фигуры – слонов и коней. Коней лучше выводить ближе к центру доски – на поля f3, с3,f6,с6.

Центр доски – поля е4, е5, d4 и d5 является определяющим плацдармом для борьбы за преимущество. Старайтесь держать эти поля в поле зрения своих фигур

Старайтесь не тянуть с рокировкой. В целях безопасности короля.

Избегайте необдуманных ходов крайними пешками, особенно на два поля. Это ослабляет позицию.

Для раннего ввода в игру ферзя должны быть веские основания. Эта сильнейшая фигура обладает большими возможностями, но в силу своей ценности может оказаться объектом для атаки. Придется постоянно уводить ферзя от размена на менее ценную фигуру.

Понятно, что это очень общие принципы, изложенные кратко. Для описания различных шахматных стратегий написаны десятки монографий. Если вы начинающий – всему своё время.

Еще раз подчеркнем: Начальная расстановка фигур на шахматной доске в классических шахматах строго определена. В других видах шахмат, например в шахматах Фишера расстановка произвольна. Но это совсем другая история.

Вверх